«Я ПЕРВЫЙ!»
Ребенку (5,1). Неусидчив, рассеян и агрессивен. Когда его кто – то из сверстников нечаянно заденет, то мальчик мгновенно реагирует ударом куда придется. Складывается впечатление, что ребенок так и ждет нападения. Мальчик стремится всегда быть первым, использует для этого любые методы, например, расталкивает детей, если не успел первым одеться на прогулку. Любит черный цвет, выбирает его для своей одежды и для своих рисунков. Совершенно не слушается одну из воспитательниц, ту, которая по его мнению не строгая. Дома мальчик, по признанию, родителей, смотрит много боевиков. И мать, и отец ребенка используют по отношению к сыну физические наказания: «Могу отлупить ладонь». Папа пробовал разные методы, например, подолгу не разговаривать с ребенком, ставить в угол. А однажды за очередную провинность папа мальчика разбил на его глазах любимую игрушку и выбросил в окно. В рисунках на свободную тему ребенок рисует боевую технику, которая что – то или кого – то взрывает, убивает.
Отметим, прежде всего в таких рисунках ребенок пытается отреагировать на агрессивное поведение своих родителей. Нормализовать состояние мальчика необходимо путем обучения и приучения родителей к мирным способам управления поведением ребенка. Поведение мальчика «Я первый!» является компенсаторной психологической защитой от неудач во взаимоотношениях с родителями. Агрессивное поведение ребенка со сверстниками является следствием такого же неуважительного поведения родителей по отношению к сыну. Увлечение мальчика военизированными фильмами говорит о включении в поведение ребенка такой психологической защиты, как замещение.
Что можно предпринять в этой ситуации?
I. Родителям прекратить военные действия в семье по отношению к сыну. Более эффективным будет использование родителями мирного урегулирования проблем во взаимодействии с сыном.
II. Педагогом – воспитателям заострить внимание родителей на том, как связано конфликтное поведение мальчика в детском саду с теми воспитательными методами, которые используют родители.
III. Исключить (уменьшить) просмотр боевиков. Родителям смотреть фильмы вместе с сыном, обращая внимание на положительных героев, которые спасают, защищают слабых и т.п.
IV. Педагогам и родителям подчеркивать и поощрять в поведении мальчика положительные формы поведения (например, уступил девочке).
V. Упражнять ребенка в умении договариваться при возникновении конфликтных ситуаций (использование очередности, считалок и т.п.)
Перечислим условия, при которых у ребенка дошкольного возраста включается психологическая защита.
1) Напряженность отношений с родителями, особенно когда имеет место скрытое эмоциональное отвержение ребенка. Недостаток эмоционального тепла со стороны родителей порождает душевный конфликт у ребенка.
2) Невозможность защитить себя, недостаток положительного отношения к себе и ощущения себя как хорошего, достойного.
3) Неадекватное отношение значимых людей к внешности ребенка (подчеркивание недостатков).
Необходимо помнить, что психологическая защита – это не детская вредность и возникает она помимо воли ребенка в ситуациях, когда он не может взять себя в руки. Огорчающее родителей и педагогов поведение ребенка является свидетельством нерационального стеснения его желаний, принуждения его или просто плохого самочувствия. Сталкиваясь с проявлениями психологической защиты у детей, необходимо не огорчаться и раздражаться, а проявлять терпение и понимание. У детей дошкольного возраста выделяют следующие психологические защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и формирование реакции.
Поведенческие особенности детей дошкольного возраста которые характерны для той или иной психологической защиты:
I. Отрицание. Стремление быть в центре внимания, манера перебивать взрослых при разговоре, легкость в восприятии критики и замечаний, излишне уверенная манера держаться.
II. Вытеснение. Избегание проблемных ситуаций и связанных с ними стимулов, невозмутимость при виде несчастий, отрицание страхов, избирательность памяти (запоминаются только удобные для себя слова и обстоятельства). Эта психологическая защита проявляется в забывании (например, когда ребенку плохо в детском саду, он может не помнить, как провел день, чему учили его на занятиях). Вытесняя ситуацию, где ребенок испытывал дискомфорт, дошкольник вместе с тем вытесняет и всю информацию, полученную в это время. Поэтому так необходимо для ребенка дошкольного возраста создание психологически комфортной обстановки в ситуациях, когда хотим ребенка чему – то научить.
III. Регрессия. В силу личностной незрелости дети дошкольного возраста возвращаются к более ранним «детским» манерам в поведении. Такое поведение часто является характерным для детей при сибс – конфликте. Дети до 3 лет могут утрачивать навыки ходьбы, речи, регуляцию мочеиспускания и т.д. Характерна плаксивость, несамостоятельность, чрезмерная зависимость от взрослых.
IV. Компенсация. Слабость и неуспехи в одной области (например, во взаимоотношениях со сверстниками) ребенок стремится восполнить в другой (лучше всех занимается на занятиях). Ориентация на преодоление трудностей, особое усердие в том случае, если значимый взрослый высказывает сомнение в способностях дошкольника. Стремление производить надлежащее впечатление.
V. Проекция. Обидчивость, подозрительность, враждебность, ревнивость (особенно к сверстникам, которые в чем – то превосходят ребенка). Приписывание другим детям собственных, не признаваемых качеств («Он ябеда»).
VI. Замещение. Совершение ребенком разрушительных действий в состоянии гнева, срывание злости на слабом, увлечение военизированными играми и фильмами, боевыми видами спорта.
Интеллектуализация. Не свойственные дошкольному возрасту взрослые рассуждения, эмоциональная сдержанность. Дети превращаются в «маленьких взрослых», рассуждая словами взрослых о взрослых проблемах.