ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«УЖЕ ПОКУСАЛА ДВОИХ ДЕТЕЙ»
Девочки, 3 года 6 месяцев, младшая группа. Ребенок агрессивен по отношению к сверстникам и уже покусала двоих детей. В уголке природы, воспользовавшись тем, что на нее никто не смотрит, она оборвала листья у комнатного растения, срывая постепенно листочек за листочком. Когда педагоги – воспитатели просят, чтобы девочка что – то сделала, она опускает голову и долго смотрит исподлобья. После тщательного обдумывания ситуации она выполняет просьбу – требование, но с таким видом, как будто оказывает большое одолжение. Для рисования картинок девочка выбирает красный цвет.
В семье: Оказалось, что в семье ребенок бьет всех (маму, папу, бабушку), кроме дедушки, которого уважает и слушается.
Агрессивное поведение у маленьких детей чаще всего связано с семейной атмосферой. В семье, по всей видимости, допускается агрессивное поведение по отношению к ребенку или между другими членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится в дошкольное учреждение. Выбор красного цвета говорит о напряженности, агрессивности. Выплескивание этой напряженности и агрессивности в рисунок (при помощи цвета) выступает фактором, стабилизирующим состояние девочки.
Что можно предпринять в этой ситуации?
I. Родителям и бабушке проанализировать взаимоотношения дедушки и ребенка. Ответить на вопрос: «Какие поведенческие стратегии помогают дедушке добиваться того, что девочка его не бьет?
II. Маме, папе и бабушке при агрессивных проявлениях девочки по отношению к ним выступать единым фронтом на защиту друг друга: например, бабушка выступает на защиту папы и говорит, что папа – это ее ребенок и бить своего ребенка она не позволит никому. Подключить к этому отпору агрессии дедушку, которого она уважает и слушается.
III. Если девочка замахнулась на взрослого, стукнула его или покусала сверстника, то обязательно подчеркнуть, что она сделала плохо, расстроила Вас, сделала больно. Не давать ответного агрессивного выпада по отношению к девочки, в этом случае он неэффективен, поскольку агрессивное поведение у девочки и так уже закрепилось, оно ее не удивит, а только поможет уверовать в то, что так и надо поступать с теми, кто не прав
IV. Исключить агрессивные проявления всем членам семьи. В ежедневном общении демонстрировать модель бесконфликтного поведения.
V. Подчеркивать что Она – хорошая девочка, и поощрять то хорошее в поведении, что увидели. Вы и не заметите, как девочка действительно станет такой!