ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

 

ГБДОУ детский сад № 59 Колпинского района СПб

  

Консультация: "Мои родители теперь два раза развелись"

 

 

«МОИ РОДИТЕЛИ ТЕПЕРЬ ДВА РАЗА РАЗВЕЛИСЬ»

«Мои родители теперь два раза развелись» - так поделилась своим горем девочка 5, 5 лет – эмоциональная, чувствительная левша. («Руки у нее какие – то не такие – все она делает не так!» отмечает с раздражением мама ребенка) После первого развода родителей девочке снился несколько раз сон: «Мне все время снится сон, как я рождалась. Я родилась и была вся мокренькая». Этот сон отражал желание девочки уйти от травмирующей ситуации – ведь ребенка покинул отец, который один любил и  понимал девочку. Мама так охарактеризовала дочь: «Она хуже, чем наши две собаки, - они меньше испортили вещей, чем дочь. Она сама себе на уме». Мама пояснила, что после развода родителей ребенок стал царапать мебель, рисовать на обоях и т.п.

 

Истории девочка сочиняла про маленького зайчика, роль которого и выбирала при проигрывании (она и есть этот беззащитный перед взрослой проблемой (разводом) «зайчик»). Вот одна такая история: «Жил – был зайчик со своей мамой. Однажды пошел зайчик на улицу гулять, лепить из снега снежную бабу, а на него напал волк (образ ушедшего из семьи отца) и унес зайчика к Бабе Яге (образ матери, которая дочь не понимает). В лесу зайчика съели, одна кровь осталась».

 

Отметим следующий важный момент при оказании ребенку психологической помощи. Необходимо предоставить ребенку право выбирать и назначать роли всем играющим при проигрывании сочиненной им истории. Первый и главный диагностический вопрос взрослого к ребенку будет звучать таким образом: «Кем ты будешь в этой истории?». Этот вопрос является чрезвычайно важным, поскольку проясняет педагогу или родителю то, насколько ребенок готов справиться с обрушившейся на него семейной проблемой.

 

Если ребенок не берет роль главных героев (в нашем случае это роли зайчика, мамы, волка и Бабы Яги), а стремится к второстепенной роли (снег, избушка Бабы Яги, к примеру), то выбор ребенком этой роли может означать стремление понять семейную проблему, взглянуть на нее со стороны и неготовность справиться с ней. Важным для ребенка является выбор роли тех героев, поведение которых отражает конфликтные, напряженные семейные отношения (в нашем случае это роли мамы, Бабы Яги и волка).

Интересным представляется в этой истории включение девочкой в историю двух героев женского пола: мамы и Бабы Яги. Образ матери в сознании девочки трансформируется в два образа: мама – как самое дорогое и светлое и Баба Яга – как самое ужасное и страшное.

 

Образ отца определен и негативен – он в истории ребенка является волком: ведь ушел, бросил, предал дважды. При проигрывании этих значимых для ребенка ролей и происходит разрядка накопившегося в результате семейных конфликтов, разладов и разводов напряжения. Для ребенка дошкольного возраста такая разрядка является профилактикой психосоматических  заболеваний. Ведь дошкольнику еще трудно вербально выразить свою боль и переживания, которые чрезвычайно глубоки.

 

Задача взрослого при проигрывании этих историй, помогающих освободиться ребенку от негативных эмоциональных переживаний, состоит в том, чтобы помочь ребенку в игре через принятую роль «высказаться» в адекватной форме.

Волка, например, можно прогнать, уколов нос колючими иголками, а Бабу Ягу рассмешить. Такие способы разрешения трудных игровых ситуаций необходимо предлагать на замену агрессивному поведению ребенка в ситуации семейного стресса. Выбор ребенком роли себя (в нашем случае это роль зайчика) говорит о том, что ребенок уже готов справиться с проблемой. Таким образом, психокоррекционным эффектом обладает отреагирование  ребенком ранее ущемленных чувств и переживаний в роли того, с кем не складываются взаимоотношения в семье.

Важен и позитивный выход из истории, поскольку не всегда (а в нашем случае так и оказалось) истории заканчиваются хорошо. Задача взрослого при проигрывании истории состоит в том,  чтобы поддержать ребенка, дать ему возможность самому справиться с опасностью, преодолеть ее, пусть в игре, пусть условно, но выйти победителем и поверить в себя. А в нашем случае можно предложить зайчику обзавестись парой друзей, которых так не хватает девочке в реальной семейной драме.

Надо заметить, что играть в такие истории с ребенком, испытывающим семейное неблагополучие, нужно столько, сколько он захочет. Это делается для того, чтобы ребенок полностью «выговорился». А говорит ребенок, в отличие от взрослого, на языке игры. Необходимо, если ребенок выражает желание возвращаться  вновь и вновь к полюбившемуся сюжету, предлагать неожиданные повороты в ходе игры (например: «А у Бабы Яги, как раз был день рождения, и цветы, которые торжественно преподнес ей зайчик, вызвали слезы умиления у старушки, которая оказалась не такой уж и злой»).

 

Таким образом, еще раз подчеркнем, что дозировка психологического воздействия при дисгармонии в семейных отношениях определяется самим ребенком.

Игра оказывает лечебно – профилактическое воздействие на ребенка через корригирующее эмоциональное переживание и отреагирование. Использование игры в целях психологической коррекции предъявляет к ней ряд обязательных условий и принципов, выделенных А.И. Захаровым, без выполнения которых игра теряет свое психологическое содержание.

Принципы использования игры, как средства психологической коррекции:

 

      I.            Погружение в игру. Это означает восприятие ее мира как реальности в данный момент, создание определенного игрового пространства, непосредственное участие всех детей и взрослых в игре в назначенных ролях или в виде эмоционально реагирующей (вовлеченной в игровое действие) аудитории.

  II.            Равенство игровых отношений. Означает отсутствие противопоставлений позиций взрослых и детей, принятие чувств и переживаний последних, предоставление им права выбирать темы для игр, распределять роли, в том числе роли взрослых. Руководит игрой тот, кто предлагает для нее темы и роли, но и он участвует в игре наравне со всеми.

III.            Спонтанность и импровизация в игре. Подразумевает динамизм игры, эмоциональность и непосредственность, свободное выражение чувств, отсутствие репетиций, заученных реплик и диалогов, изменение сценария по ходу игрового действия, вариативный поиск решения проблемных ситуаций.

IV.            Организующее начало игры – определенный распорядок игровых занятий, их длительность, приготовление и уборка игрушек, соблюдение правил игры, последовательность действий.

  V.            Условность игрового действия. Проигрывание ролей по типу «как будто», «если бы», допускающее и полное игровое перевоплощение.

VI.            Эмоциональное отреагирование в игре. Предоставление возможности эмоциональной разрядки, снятие накопленного нервного напряжения в игровой форме.

VII.            Перемена (чередование) ролей. После проигрывания той или иной ситуации участники игры меняются ролями и игра повторяется.

 

Изложенные принципы формируют концепцию игровой коррекции семейных отношений.

А как помочь ребенку, который еще не сочиняет сказки и истории?

На помощь родителям и педагогам в этом случае приходят народные сказки, ведь в них накоплен многовековой опыт психологической коррекции семейных отношений. Задача взрослых – научить отбирать и использовать сказки для оказания психологической помощи детям, испытывающим  семейный стресс. Возьмем для примера так любимую маленькими детьми русскую народную сказку «Волк и семеро козлят». Для ребенка дошкольного возраста образ волка представляет угрозу, нападение и отражает агрессивное, негативное отношение представителя мужского пола (это может  быть и ушедший из семьи отец, и присутствующий  в семье отец, и агрессивный, злоупотребляющий алкоголем отчим). У дошкольников имеющих дефицит положительных взаимоотношений с отцом (агрессивное поведение, жестокость, грубость, алкоголизм, равнодушие), чаще возникает страх волка.

Познакомившись с этой сказкой, ребенок может получить не только ценный психологический урок: необходимо быть бдительным и строго выполнять те правила поведения, о которых говорят родители, если остаешься один, но и понимание того, что мать не оставит его в беде или в трудной ситуации. Помимо этого и прежде всего, данная сказка предоставляет маленькому ребенку возможность отреагировать конфликтные отношения в семье, дать возможность в адекватной форме сбросить напряжение. Вот далеко не полный перечень сказок для чтения и проигрывания детям  дошкольного возраста при дисгармонии в семейных отношениях: «Волк и семеро козлят», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси – лебеди», «Чернушка», «Баба – Яга».

Любимая сказка есть практически у каждого ребенка. И эта любимая сказка может дать педагогу и родителю много информации о том, что беспокоит ребенка, о том что необходимо делать для того, чтобы ему помочь
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»