ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

 

ГБДОУ детский сад № 59 Колпинского района СПб

  

О чем может рассказать детский рисунок?

 

 

 

Читая детский рисунок необходимо понимать, что слепо следовать опредилению красок нельзя «красный» - агрессия, «синий» - депрессия. Всегда смотрите на сюжет рисунка, к примеру мальчикам  больше нравится синий цвет, а девочкам      красный, но ведь нельзя     однозначно сказать, что девочки более  агрессивны, а мальчики более  унылы. Отлично если ребенок использует  яркие жизне-радостные цвета  это говорит о высоком жизненном тонусе, хорошем  настроении и оптимизме. Дети часто окрашивают предметы и животных в непривычный для них цвет и это очень хороший знак. Сам по себе красный – цвет оптимизма, а синий указывает на импульсивность и энергичность ребенка. Если ребенок рисует маленькие картинки, располагает их в углу листа – это характерно для депрессивного состояния и позволяет сделать вывод, что присутствие серых и черного цветов подчеркивает отсутствие жизнерадостности, страхи с которыми ребенок не может справиться. Но бывает, что ребенок привыкает к одному или паре цветов и потом если надо нарисовать «ответственный» рисунок, он выбирает привычный цвет, «чтобы лучше нарисовать». Очень информативны и черно – белые рисунки, нарисованные простым карандашом. На их основе разработано множество методик, например: «несуществующее животное» или «рисунок семьи».

Попросите ребенка придумать несуществующее животное и нарисовать его на вертикально расположенном листе. После того как рисунок готов расспросите малыша о нем!

*      Что оно ест?

*      Живет оно в стаде, в своей семье или одиноко?

*      Если оно живет в стаде, то кто оно – вожак или подчиненный?

*      В какое время животное активнее ночью или днем?

*      Как ведет себя при нападении на более крупное животное?

 

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСУНКА

ГОЛОВА ЖИВОТНОГО!

v  Голова повернута в право, ваш ребенок – человек действия, способный реализовывать все то, что желает.

v  Влево (или опущена) он нерешителен и склонен к размышлениям.

v  Если расположена в анфас, то это может быть признаком агрессии

или тревоги, хотя если оно при этом улыбается и имеет добродушный

вид – это указывает на твердость характера.

v  Большая голова означает, что ребенок ценит ум в себе и окружающих.

v  Много голов – противоречивость поведения, нерешительность и тревожность.

РОТ!

v  Приоткрытый, с высунутым языком говорит о болтливости.

v  Открытый без выраженных языка и губ или зачерченный – о том, что у ребенка часто возникают опасения и страхи.

УШИ!

v  Большие – ему важно мнение окружающих о себе.

ГЛАЗА!

v  Если глаза большие или их много – это визуальный тип (ребенок быстрее схватывает информацию визуально, чем на слух).

v  Если сильно обведена радужная оболочка глаза – страх чего – либо.

v  На глазах ресницы – ребенок заинтересован в восхищении окружающих

 и придает этому большое значение.

КОНЕЧНОСТИ!

v  Если ног нет или они совсем маленькие – поверхностные суждения, легкомыслие в выводах.

v  Большие – основательность, ответственность.

v  Разная форма ног – нестандартность при принятии решений,

 самостоятельность.

ХВОСТ!

v  Направлен вверх – ребенок уверен в себе.

v  Вниз – недоволен собой, сомневается в собственной правоте.

v  Виде змеи – это может свидетельствовать об агрессивности.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ!

v  Лампочки, шестеренки, винтики добавляют дети, которые настороженно относятся к  сверстникам. Конфликтные ситуации в группе детского сада.

v  Если у животного человеческая фигура – это говорит о незрелости, такие дети обычно выглядят младше своего возраста и очень инфантильны.

ГДЕ РАЗМЕЩЕНО!

v  В верхней части листа – у ребенка высокая самооценка, ему кажется, что его недостаточно ценят.

v  В нижней части листа или сам по себе рисунок очень маленький – ребенок не уверен в себе, стремится быть незаметным.

v  В центре листа – гармонично развивающийся  малыш.

ЛИНИИ!

v  Слабая прерывистая, многочисленные стирания резинкой – говорят о тревожности ребенка.

v  Жирная линия говорит о силе или может быть следствием какого – либо агрессивного поступка или можно предположить о старательности.

v  Округлые линии – он спокоен и уравновешен.

v  Множество острых углов, шипов – признак сильной агрессивности при желание защититься

 

 

ОЧЕРЕДНОСТЬ!

*      Первыми дети обычно рисуют того, кто более значим и дальше по убыванию.

*      Девочки довольно часто начинают рисовать первой себя.

*      Мальчики наоборот – с начала семью, как сказано в инструкции, а затем себя.

 

РАСПОЛОЖЕНИЕ!

*      К кому рисует ребенок себя ближе всех, с тем у него самые близкие и доверительные отношения.

*      Это касается и других членов семьи, например: маму рядом с папой или дедушку рядом с бабушкой.

*      Обратите внимание и на расположение по высоте, выше всех тот, кто, по его мнению, имеет наибольшую власть в семье, например: если на листе выше всех нарисован телевизор, то в сознании ребенка именно он «управляет» всеми.

*      Если кто-то лучше всех прорисован, то предположительно этого члена семьи ребенок любит больше всех.

 

ЧАСТИ ТЕЛА!

*      У кого из изображенных самая крупная голова, того он считает самым умным.

*      Шею он рисует тому, кто может управлять своими чувствами.

*      Ноги служат символом опоры в реальности и свободы передвижения.

*      Руки – чем больше на них пальцев, тем вероятнее способность этого человека быть сильным, могущем что – либо сделать.

*      Чем авторитетнее человек, тем больше у него руки, например: у мамы большие руки и она при этом изображена рядом, значит ребенок любит эти руки, получает от них добро. Если же мама в стороне и у нее не доброе выражение лица, то это свидетельствует о сложностях в детско – родительских отношениях.

 

РОСТ!

*      Чем выше фигура тем больше значение для него имеет этот человек, хотя слишком высокий рост может иметь не только благоприятное но и угрожающее значение.

*      Если, например домашний любимец по размеру больше чем мама или папа, то можно говорить о том, что сейчас отношения с родителями стоят на втором плане.

*      Эгоцентричный, заласканный ребенок обязательно рисует себя большим.

 

ОТСУТСТВИЕ КОГО – ЛИБО!

*      Это говорит о том, что для ребенка эти люди незначимы, либо контакт с ними вызывает у него чувство скрытой враждебности.

*      Иногда ребенок «скрыв» кого – то на рисунке, хочет как бы защитить его от негативного отношения семьи.

 

ОТСУТСТВИЕ СЕБЯ!

*      Предположительно очень плохо если ребенок не изобразил себя, часто дети забывают изобразить себя если в его семье есть конфликты, которые приводят к нарушению детско – родительских отношений, например: развод.

*      Или ребенок считает, что его не замечают, а любят, например, только брата или сестру, поэтому он чувствует себя ущемленным в своей же собственной семье.

 

ОСОБЕННОСТИ!

*      Если каждый член семьи отделен линиями, это говорит об отчуждении в семье, отсутствие взаимопонимания, но если каждый нарисован, например, в своей комнате – значит ребенок хотел поместить каждого в среду, где он может себя проявить и максимально отобразить жизнь семьи.

 

 ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА РИСУНКОВ:

Автор этого «семейного портрета» - Мальчик (6 лет).

Возрастной критерий.  В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении мальчика наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность.

 

Эмоциональная характеристика. Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный.

 

Особенности изображения семьи.  Семья на рисунке отражена в полном составе. В центре композиции – папа как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к мальчику. Обращают на себя внимание образовавшиеся пары: мама – сын (младший в семье), папа – дочь. Сестра находится дальше всех от автора рисунка. Вероятно, не все ладится в их отношениях. Показательно, что из всех членов семьи только папа «крепко стоит на земле». Остальные – парят, немножко «витают в облаках». В целом можно говорить о достаточно теплых и близких отношениях между членами семьи. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, выбор общего цвета и изображение в той же гамме дома с дымком из трубы, символизирующим «тепло семейного очага».

 

«Манера письма» Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для мальчика. Но сильный нажим и акцентированная штриховка тела мальчика говорят о внутреннем беспокойстве, тревожности, может быть, физическом (буквально телесном) недомогании. Прическа выдает натуру активную, временами, возможно, агрессивную. Интересная деталь - своеобразные антенны (со слов ребенка), которые на рисунке «вырастают» из ушей мальчика. Они символизируют потребность в получении информации, чтобы компенсировать трудности в общении (у ребенка на изображении нет лица). Позы всех персонажей открытые, фигуры округлые, что предполагает людей жизнерадостных, общительных. В случае с мальчиком это кажущееся противоречие может означать: «Хочу общаться, играть, но меня не всегда понимают».

 

Палитра.  Цветовое решение рисунка весьма символично. Маленький художник остановил свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, особенно подчеркнуто - для самого себя. Это указывает на направленность вовне, общительность, повышенную активность автора рисунка. Дополнительный зеленый подчеркивает стремление к независимости и желание настоять на своем как привычный способ поведения. Важной деталью рисунка является четко прорисованная поверхность земли. В данном случае можно рассматривать землю как потребность в опоре, большей устойчивости и стабильности. Целью анализа рисунка всегда является более глубокое понимание ребенка, взгляд на семью его глазами и определение путей к позитивным изменениям. В данном случае хотелось бы порекомендовать родителям мальчика, чтобы они уделяли больше внимания глубокому, доверительному общению с сыном, чаще разговаривали с ним просто так, интересовались его мнением по разным вопросам. Им также следует подумать, в чем состоит трудность контакта между сыном и дочерью. А активный отдых, игры на воздухе могут существенно снизить эмоциональное и физическое напряжение.

 

Автор этого рисунка - мальчик (возраст 6,3).

Рисунок яркий, насыщенный, энергичный, хорошо организованный. Вполне соответствует возрасту художника. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Младший брат и сестра стремятся эмоционально и физически быть ближе к мальчику. Вероятно в семье психологически близкие, равные отношения. Мама – самый яркий, эмоциональный образ. Ребенок выделяет образ мамы с помощью цвета и рисует его в первую очередь. Автор рисунка изображает себя взрослым. Руки несколько укорочены по сравнению с другими изображениями. Обычно это встречается в рисунках детей, которые считают себя недостаточно умелыми, критично относятся к своим практическим навыкам, возможностям. Солнце и цветы очень часто встречаются в рисунках детей. Стоит обратить внимание, если их появление неоправданно ситуацией. Например, солнце появляется в рисунке комнаты. Тогда мы говорим о потребности более теплых отношений в семье. В этом рисунке эти символы вероятнее всего говорят о позитивном отношении к своей семье.

 

 

Автор этого рисунка –девочка (4года)

 

Рисунок динамичный, яркий, несколько хаотичный. Эмоциональным центром семьи, несомненно, является мама: вокруг нее сосредоточены тепло (солнце), ребенок, собака. Ее платье украшено рисунком. Следует обратить внимание, что себя автор рисунка рисует как равную со взрослыми и только ножки до земли не дотягиваются. Характер у девочки, вероятно, боевой, импульсивный, мальчишеский. Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами сверстников.

 

 

Автор этого рисунка – мальчик (возраст 4,7)

 

Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,7 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа. Обратите внимание на то, как различается штриховка одежды у членов семьи. У папы – в строго определенном направлении, костюм официальный. Вероятно и в жизни папа очень организованный, деловой человек. Фигуры на рисунке изображены очень плотно. Это может указывать на столь же тесные отношения и в реальности. Но нашему главному герою, похоже, необходимо для активной жизни большее физическое и психологическое пространство.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»