ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

 

ГБДОУ детский сад № 59 Колпинского района СПб

  

"Неудобные" привычки

 

 

« МАМА БЬЕТ СЫНА ПО РУКАМ»

В семье моих знакомых мальчик в 1,5 года трогает себя между ног. Мама бьет сына по рукам. Я понимаю, что мама этого мальчика поступает не правильно, но убедить свою знакомую я не смогла.

*      Онанизм (мастурбация) – это совершенно естественное действие ребенка и в раннем возрасте является способом знакомства со своим телом, доставляет удовольствие ребенку так же еда, движение и др.

*      Ребенку важно знать о приятных ощущениях в этой части тела. Любопытство первооткрывателя своего тела – вот что движет ребенком. Половые органы, недоступные ребенку из – за пеленок, памперсов, становятся доступными тогда, когда ребенка начинают приучать к горшку. Что и произошло с мальчиком в 1,5 года – он занялся исследованием своего тела.

« ДЕВОЧКА  ЕРЗАЕТ НА СТУЛЕ»

К нам обратились родители девочки 5,5 лет по поводу мастурбации их дочери на занятиях в детском саду (девочка ерзает на стуле). Проявления мастурбации у ребенка начались в 3 года после переезда семьи на новую квартиру. Первое время (около 2 месяцев)девочке пришлось спать одной в комнате на неудобной раскладушке, а не как раньше, в своей кроватке рядом с мамой и папой. Беспокойство, вызванное новой обстановкой, девочка научилась снимать, занимаясь мастурбацией. Родители ребенка заняты карьерой и мало общаются со своей единственной дочерью, которая внутренней направленностью переживаний очень похожа на своего малообщительного отца.

*      Мастурбация может привести к замкнутости ребенка, усилив его интроверсию (внутреннюю переработку чувств, переживаний). Мастурбация у необщительных детей является поводом для серьезной тревоги родителей. Отсутствие у таких детей откровенности с родителями не дает им возможности отреагировать адекватным способом свои чувства и переживания. Создание своего, воображаемого мира характерно для единственных, необщительных от природы (интровертированных) детей. Чаще мастурбация (онанизм) отмечается у девочек, предпочитающих мальчишеские игры девчоночьим занятиям, и у мальчиков с сильно выраженными мальчишескими чертами поведения. Предпосылкой возникновения онанизма (мастурбации) может являться активный темперамент ребенка и соответствующая ему повышенная потребность в снятии напряжения. Такая же повышенная потребность в снятии напряжения может возникнуть у ребенка нервно- соматически ослабленного, с повышенным уровнем возбудимости.

 

« Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО ЕЙ МОЖЕТ ПРИСНИТЬСЯ БЕЛИБЕРДА»

Девочка, 4 года, средняя группа детского сада. Часто пропускает детский сад по болезни. Часто пропускает детский сад по болезни. Со сверстниками отношения не установились, и Маша в группе изолированная, скучает без родителей, ждет нервно их прихода. Мама негативно относится к детскому саду: «Нет смысла большого, все равно ходить не будет». В детском саду ребенок часто садится на большую машинку или большую куклу и раскачивается, получая  удовольствие от трения. Если девочку не отвлечь, то она стремится уединиться для мастурбации с игрушками. В рисунке «Что тебе снится страшное, или чего ты боишься днем» нарисовала Бабу Ягу и волка, которые «захотели съесть бабочку или петуха, но не съели. Волка и Бабу Ягу заклевал петух, а бабочка улетела». Девочка рассказала, что ночью приснилось, как Баба Яга в руку вцепилась, и стала кровь сосать». Однажды ребенок пришел в детский сад и сказал: «Мне сегодня приснилось, как маме отрубили голову». Мама относится к снам дочери с недоверием: «Я не верю, что ей может присниться белиберда».

 

 

*      Прежде всего, хочется обратить внимание на то, что девочка называет в своем рисунке свою проблему: это Баба Яга и волк. Причем Баба Яга звучит дважды в снах ребенка, и нетрудно догадаться, что за образом Бабы Яги скрывается излишне принципиальная, не учитывающая особенности дочери, мама девочки. Во сне ребенок эмоционально перерабатывает ту информацию, которую получает днем. И вот уже во сне мама трансформируется в образ бездушной старушки, а папа – в волка. К снам детей дошкольного возраста необходимо относиться с уважением, понимая, что это один из адекватных  способов отреагирования негативного эмоционального воздействия: несправедливых наказаний, излишней принципиальности и т.п.

*      Второй значимый момент: несмотря на то, что мама привела дочь в детский сад, она (мать) делает все возможное для того, чтобы девочка не адаптировалась в детском саду. Мама не работает и всю себя посвятила дочери, выискивая у нее различные заболевания. В данном случае, прежде всего, не девочка не адаптирована к детскому саду, а мама не адаптирована к детскому учреждению.

 

Что нужно делать ?

      I.            Родителям нужно постараться понять, что именно в их поведении вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие и расслабление (излишняя строгость, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение активности, запреты, физические наказания и др).

   II.            Необходимо научить ребенка как можно более разнообразными способами получать удовольствие.

Нужно составить для себя «МЕНЮ УДОВОЛЬСТВИЯ» («Я могу получить удовольствие от…») и для ребенка («Чем ты любишь заниматься, что тебе нравится…»). Чем больше родители вспомнят вместе с ребенком тех приятных дел, которые нравятся ему, тем легче родителям будет разнообразить способы получения удовольствия. Родители могут поделиться с ребенком способами получения удовольствия из своего «МЕНЮ». Это может быть, например, запутывание ниток рядом с мамой, которая получает удовольствие от вязания и др.

III.            Нужно отвлекать ребенка более приятным и интересным занятием, расширив круг интересов и общение со сверстниками. Необходимо повышать активность в движениях, в способах выражения чувств и включать в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувства тела: купание, обливание, обтирание.

 

Что  делать нельзя?

      I.            Усердствовать при купании ребенка, проявляя при этом усиленное внимание к половым органам ребенка. Чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы, качать на ноге, находиться в одной постели с ребенком, оставлять ребенка надолго в постели без сна, надевать ребенку тесную одежду.

   II.            Наказывать ребенка за мастурбацию (онанизм), тем более бить по рукам малыша 1,5 лет, которые таким образом исследуют свое тело. Шлепки и порка способствуют приливу крови к половым органам ребенка, вызывая раздражение генитальной области тела.

III.            Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны).

 

*      В заключении следует отметить, что чем больше стремление родителей убрать, ликвидировать внешний атрибут  проблемы – будь то сосание пальца, предметов, грызение ногтей или онанизм (мастурбация),  тем меньше шансов устранить причину появления привычки. В профилактике патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимоотношений, мягкое и ровное отношение к ребенку, удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развитие творчества.

*      К патологическим привычкам необходимо относиться с должным вниманием. Только тогда ситуация ребенка изменится в желаемую сторону.

Ниже приведена памятка для родителей по тем патологическим привычкам, которые чаще всего встречаются в детском саду.

 

 

СОСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

 

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ?

 

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ?

 

Наполнить жизнь ребенка, узнать, чем он любит заниматься, заинтересовать новыми увлечениями.

Наказывать и всячески стыдить за такую привязанность. Отбирать любимый предмет, который сосет ребенок.

Присмотреться, с кем играет ребенок, для того, чтобы помочь ему обрести настоящего друга.

Говорить об этом нарушении, то есть фиксировать словами, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными напоминаниями.

Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства.

Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.

 

КУСАНИЕ ИЛИ ГРЫЗЕНИЕ НОГТЕЙ (ОНИХОФАГИЯ)

 

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ?

 

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ?

 

Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свой гнев.

Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.

Не просто отказаться от упреков, угроз и наказания, а понимать, что происходит с ребенком, и переключать, отвлекать его внимание в момент грызения  ногтей.

Уменьшить чрезмерные требования к ребенку.

Говорить ребенку о грызении ногтей, тем самым фиксируя словами в сознании ребенка эту привычку.

Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который приблизительно равен периоду ее протекания.

Запрещать ребенку грызть ногти, наказывать его за эту патологическую привычку.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»